5 секретов, о которых нужно знать перед покупкой винтового компрессора

 

Какой компрессор купить?

 

Как уложиться в бюджет, что выделен на закупку?

 

И как не ошибиться, ведь в случае чего придется отвечать за результат и носиться с «головной болью», разруливая ошибки поставщиков…

 

Наверное, подобные вопросы (и многие другие) сидят в голове любого руководителя компании или технического специалиста, который озадачен выбором именно сейчас.

На первый взгляд выбор винтовых компрессоров очень большой.

Это не удивительно, так как на рынке огромное количество компаний, предлагающих услуги по поставке и сервисного обслуживания этого оборудования…

 

Но что кроется за «красивыми сайтами»?

 

Какие секреты оберегают те, кто находится с другого конца телефонной линии?

 

Ниже представлен краткий обзор того, что ожидает любого специалиста при выборе, покупке и последующей эксплуатации винтового компрессора …

 

СЕКРЕТ №1

Что такое современный винтовой компрессор?

 

Не так давно я участвовал в переговорах с клиентом. Один из инженеров-конструкторов выразил мысль, что современные винтовые компрессоры отечественного производства эффективнее, чем многие зарубежные аналоги…

Возможно, это было правдой, если бы все заводы-изготовители компрессорной техники занимались разработкой и производством винтовых блоков самостоятельно. И вкладывали бы большие деньги в разработку новых профилей, в улучшение характеристик и т.д. и т.п.

Но…

Современный винтовой компрессор — это конструктор.

И этот конструктор состоит из множества деталей: винтовой блок, регулятор всасывания, маслобак с сепаратором, радиатор, силовая рама, кожух, фильтры, датчики и другие детали.

В России есть только один завод (ОАО «МЗ «Арсенал»), который делает винтовые блоки самостоятельно на высокоточном оборудовании. 

Практически все остальные отечественные и зарубежные производители — это сборочные производства.

 

Кто-то может сказать «Ну и что? Для чего нам эта информация?»

 

Дело в том, что открыть производство может любая компания. Берем винтовой блок от Rotorcomp, GHH-rand или Termomeccanica, регуляторы всасывания, радиаторы, электродвигатели. Заказываем корпуса по чертежам у сторонних производителей. И собираем готовое изделие у себя на площадке. 

 

Качество конечного изделия будет определяться не тем, как мы собрали оборудование, а из чего…

 

С целью снизить себестоимость продукции многие производители скатываются к использованию самых дешевых комплектующих из азиатских стран, при этом сборку производят у себя в стране (Германия, Италия и т.д.).

В некоторых случаях из того же Китая поступают винтовые компрессоры уже целиком в сборе, после чего на них наклеиваются наклейки нужного бренда и поставляются на российский рынок.

 

Отмечу, что я не против Китая и продукции из этой страны.

 

Я против откровенного обмана, когда производитель декларирует, что он у него современное собственное производство с «нуля», а на самом деле все производство заключается в «сборке на коленке». Или, что еще хуже, декларируется, что производимые компрессоры — это «made in Germany», а на самом деле все производство заключается в наклейках на китайское, индийское или турецкое оборудование.

 

Ниже на фотографии пример сборочного цеха и склада комплектующих одного из производителей винтовых компрессоров в Китае.

Сборочный цех винтовых компрессоров в Китае

Сборочный цех винтовых компрессоров в Китае

 

Склад комплектующих

Склад комплектующих

 

Каковы последствия для покупателя?

 

Производители прячут названия изготовителей деталей. Скрывают поставщиков электродвигателей, радиаторов, вентиляторов, расходных материалов и т.д.

Зачем это делают?

Первое — это чтобы покупатель не узнал, откуда эти комплектующие.

Второе — чтобы покупатель не мог заказать запчасти где-то на стороне.

Думаю, очевидно — все хотят зарабатывать не только на продаже самого оборудования, но и на последующей эксплуатации.

 

Но и это еще не все…

 

У меня было несколько случаев, когда на вопросы об электродвигателе завод-изготовитель отвечал — мы производители-сборщики компрессоров, мы электродвигатели не делаем, поэтому ни на какие вопросы о поломке/ремонте ответить не можем. Мы должны написать изготовителю двигателей и они ответят… Ответили где-то через месяц…

 

Обратная ситуация из нашего опыта: если у нас есть замечания по работе отдельного элемента, и мы знаем производителя, то мы всегда можем обратиться непосредственно к производителю этого элемента напрямую и быстро (за 2-3 дня) получить ответ на практически любой вопрос.

 

Наши рекомендации

Не поленитесь, и съездите к приглянувшемуся вам поставщику и посмотрите компрессор живьем. Загляните внутрь, посмотрите отдельные элементы. Есть ли шильдики на электродвигателе, радиаторах и вентиляторах, надписи на шлангах и других элементов? 

 

Если есть, то вашей безопасности и свободе выбора ничего не угрожает.

 

Секрет №2

Кто на самом деле продает оборудование и какую поддержку они имеют от завода-изготовителя?

 

Причем здесь покупатель в России и поддержка поставщика от завода-изготовителя?

 

Дело вот в чем…

 

Большая часть компаний, которые предлагают купить компрессоры — это небольшие дилеры/представители и разного рода дистрибьюторы. Чем лучше информирован дилер/дистрибьютор завода-изготовителя, тем быстрее он даст ответ на вопрос по подбору или эксплуатации оборудования.

И далеко не все из них имеют доступ к нормальной технической документации (чертежам, электросхемам, спискам запасных частей) от завода-изготовителя.

Из-за низкого уровня информационной поддержки возникают ошибки при первоначальном подборе, при монтаже оборудования и при дальнейшей эксплуатации.

А потом на вопросы

«А почему в комплект поставки не включен фильтр?»

«А почему я должен сам сверлить отверстия в раме компрессора перед его установкой на фундамент?»

вы можете получить ответ:

«А вы этого не заказывали!»

И должны что-то дозаказать и доплатить…

То есть предполагается, что вы знаете компрессорное оборудование и должны сами позаботиться о том, что должно входить в комплект поставки, что нет…

 

Более того, если у вас возникнет технический вопрос или проблема, то ответ вы можете ждать неделю, две или больше, пока ваш поставщик-посредник получит ответ от своего поставщика, который будет задавать вопрос уже заводу-изготовителю.

 

Для примера покажу, как происходит подбор запчастей и документации в нашей информационной системе от нашего завода-изготовителя

Это позволяет нам подобрать необходимый документ или определить необходимую запчасть за 5-10 минут и выслать необходимый документ любому клиенту. 

 

 

Не буду говорить, что ни я, ни мои коллеги не ошибаемся. Но в случае ошибок мы за свой счет исправляем недочеты.

 

Наши рекомендации

Приобретайте оборудование только у того поставщика, который имеет прямую связь с заводом-изготовителем и может предоставить документацию за 5-10 минут по любому компрессору (инструкция, список запасных частей, электросхемы, монтажные схемы).

 

Секрет №3

Какие трюки применяются во время продажи оборудования?

 

О том, что завышаются или искажаются параметры по производительности компрессора, я писал выше. Также упоминал про игры с сочетанием производительность/мощность компрессора.

Самый главный трюк — это внезапный порыв щедрости и предоставление скидки в 50% на оборудование с условием купить расходные материалы/запчасти на год в перед и подписать долгосрочный сервисный контракт.

С этим я сталкиваюсь буквально в каждом втором проекте.

Больше всего удивляет, с каким удовольствием некоторые сотрудники отделов снабжения трясут сначала первого поставщика, потом второго, потом снова первого (говоря, что второй поставщик дал цену еще ниже) и так далее по кругу.

Такое ощущение, что все превратились в тех китайцев из анекдота… А ложку за 10 USD можешь сделать? А за 8 USD? А за 1 USD?  и так далее…

Да, бывает положительный сиюминутный результат. Да, сэкономили 10, 20, 30, а в некоторых случаях и 50%. А что происходит дальше?

Если выбранный поставщик — монополист, то дальше выставляются счета на работы, расходные материалы и запчасти с такой наценкой, что проще купить новый компрессор…

Я видел примеры разных компаний, когда поставщик за один только выезд продиагностировать вставший компрессор выставлял по 50 000 — 100 000 рублей за 4 часа работы. В некоторых случаях кто-то просто отказывался приезжать и устранять гарантийные неполадки.

И ведь если этот поставщик монополист, если от вас спрятана информация по применяемым комплектующим, то все — вы уже никуда не денетесь…

 

Секрет №4

Какой комплект документов предоставляется поставщиком оборудования?

 

Купили оборудование…

 

А что придет в комплекте с оборудованием?

 

Какой комплект документации будет предоставлен?

 

Качество и полнота сопроводительной документации вызывает удивление. В 90% случаев все инструкции пишутся по принципу «зеленая кнопка — это старт», если горит красная — вызывай представителя поставщика», то есть плати деньги.

 

Вот лишь несколько недостатков:

  1. Отсутствуют паспорта/формуляры на оборудование, которые согласно нашему законодательству, обязаны быть.
  2. Все инструкции пишутся на обширный модельный ряд, где порой сложно найти именно ту модель, которую вы приобрели.
  3. В инструкциях по эксплуатации как правило отсутствуют инструкции по установке и монтажу оборудования. Многие моменты вообще не указываются (допустимая запыленность, потоки охлаждающего воздуха и так далее).
  4. Многие поставщики не включают в комплект документации установочные чертежи. Кто-то дает чертежи только на английском языке. Чертежи даются не на конкретную модель, а на модельный ряд с массой ненужной информации, в которой можно просто запутаться.
  5. Не всегда включен нормальный список запасных частей, по которому можно было бы легко найти деталь и заказать ее.

 

Все эти недостатки приводят к следующим проблемам:

  1. Тяжело разобраться в документах и составить техническое задание на монтаж оборудования.
  2. Тяжело написать должностные инструкции для обслуживающего персонала.
  3. Приедет поставщик на ПНР и еще обвинит в том, что вы ничего не понимаете.

 

Особенно тяжело вводить в эксплуатацию такое оборудование на государственных предприятиях с повышенной опасностью или секретностью, где пристальное внимание от контролирующих организаций по поводу соблюдения всех правил.

Проблемы начинаются с самых простых вещей, когда нет паспорта/формуляра на компрессор. Заканчивая тем, что должны применяться приборы КИПиА, прошедшие поверку и занесенные в реестр средств измерений и т.д. Манометры должны иметь первичную поверку и паспорта.

Это вообще отдельная тема, которая требует отдельных комментариев.

 

Наши рекомендации

Попросите поставщика предоставить стандартный пакет документов, который идет вместе с компрессором. Проверьте наличие паспорта/формуляра, инструкции по эксплуатации, списка запасных частей, электросхемы и т.д.

Увидев уровень документации, вы поймете уровень поставщика…

 

Секрет №5

Как «мухлюют» с сервисным обслуживанием и высасывают деньги?

 

Ну и последнее о чем хотелось бы рассказать…

Начну с того, что все винтовые компрессоры предназначены для работы в чистых помещениях. К сожалению, никто из производителей не указывает критериев чистоты (допустимое содержание пыли в окружающем воздухе и т.д.)

Ниже на фотографии пример идеального размещения компрессора. Пол в плитке, организована приточно-вытяжная вентиляция и т.д.

Компрессор CompAir L55RS

Идеальное размещение компрессора

А вот в каких условиях часто работает оборудование (винтовой компрессор установлен в неотапливаемом, пыльном помещении без вентиляции):

Винтовой компрессор

Винтовой компрессор в пыльном помещении без отопления

Ну и вот лидер «хит-парада» о самых худших условиях эксплуатации. На фотографии ниже винтовой компрессор Шторм (эквивалент CompAir), который эксплуатируется на буровой станции по добыче нефти в Татарстане.

Компрессор ШТОРМ 0600

Фотография винтового компрессора в работе!

Для чего я привел эти примеры?

99% поставщиков при продаже не интересуется о том, в каких условиях будет эксплуатироваться оборудование. Основная задача — продать «здесь и сейчас».

Дальше вы заключаете контракт, привозите оборудование, монтируете его и вызываете представителя поставщика для проведения пуско-наладочных работ.

 

Ну и тут начинается самое интересное…

 

Представитель поставщика (сервисный инженер), увидев условия эксплуатации, делает круглые глаза и составляет акт о неудовлетворительных условиях…

И в случае поломки компрессора в гарантийный период вас с чистой совестью лишают гарантии из-за несоответствия требованиям по эксплуатации компрессора.

В большинстве случаев также пишут о необходимости сократить интервалы сервисного обслуживания. Например, масло и фильтры менять не каждые 4000 часов работы, как написано в инструкции, а уже раз в 1000 и меньше часов работы.

Конечно, доля правды в этом есть. Но в некоторых случаях можно обойтись установкой специального фильтра с воздушным каналом. Можно установить пневмо-пистолет для регулярного обдува компрессора, чуть больше уделять внимание работам по чистке оборудования, при этом не снижая интервалов сервисного обслуживания.

 

Наши рекомендации

Когда вы делаете запрос поставщику на поставку винтового компрессора, обязательно укажите кратко, в каких условиях планируется эксплуатация?

Возможно, у вас в помещении зимой бывает минусовая температура. Или помещение, куда вы планируете поставить компрессор, очень маленькое и без вентиляции. И так далее.

 

На этом у меня все.

 

Надеюсь, что данный материал поможет предотвратить ошибки еще в самом начале выбора винтового компрессора.

 

Если у вас появились вопросы/замечания или комментарии, то вы можете направить их через форму ниже. Мы ответим в течение 1-2 рабочих дней.

 

C уважением,

Константин Широких

 

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Прикрепите файл если нужно